От Петра до Павла. Политические игры и шутки в бронзе
Памятник Петру I «Прадеду Правнук» — это произведение, в котором история, искусство и политика переплелись в сложный и многозначительный узор. Созданный по проекту гениального скульптора Бартоломео Карло Растрелли, монумент воплощает в себе дух эпохи Петра Великого, его величие и амбиции, а также отражает непростые судьбы тех, кто стремился увековечить память о великом реформаторе.
Замысел памятника, родился в 1716 году. В нем Петр предстал в образе триумфатора, напоминающего древнеримского императора, увенчанного лавровым венком. Эта аллегория усиливает его образ как победителя и реформатора, несущего России величие и процветание. Барельефы с изображением Полтавской битвы и Гангутского сражения Северной войны, — делают скульптуру не просто данью памяти, а символом побед и власти.
Но история памятника — это также история трудностей и невзгод. Проект неоднократно менялся, работа затягивалась, и судьба монумента была полна неопределенности. От забвения и неосуществленных планов до смены правителей и эстетических вкусов — скульптура Растрелли оставалась на задворках внимания до тех пор, пока Павел I не решил использовать её как политическое заявление. Установив надпись «Прадеду правнук», он символически связал свою власть с Петром, минуя Екатерину II, подчеркивая преемственность и свое право на трон.
Этот монумент — не просто изображение царя на коне, это скульптурный манифест, отражающий борьбу за память и место в истории. Он воплощает преемственность царской власти, конфликты и перемены в российской культуре XVIII века, сохраняя в себе дух времени и труд величайших мастеров. «Прадеду Правнук» — это монументальная хроника, где каждый элемент дышит историей, славой и непрекращающейся борьбой за право оставить след в веках.
А теперь небольшое дополнение 😄
Что если всмотреться в коня повнимательнее… Видите переднюю левую ногу? Подождите-ка, да это же не конская нога! Вместо копыта там — элегантная женская ножка, словно она только что сошла с бала!
Ходит слух, что это ножка возлюбленной скульптора, которую он тайно увековечил в бронзе. Реалисты же пожимают плечами: "Да бросьте, обычное копыто, просто обман зрения!" А истина где-то между, как всегда.
Некоторые говорят, что это была шутка мастера, а другие уверены, что он так мелко отомстил за то, что гонорара так и не дождался. Ну, кто знает? Может, Петр, сидя на своём бронзовом троне, смотрит вниз и думает: "Ах, Растрелли, ты еще тот шутник!"
3
Александр Александров
Level 11 Local Expert
September 19
Очень красивый памятни, огромная территория для прогулок, все чисто и ухожено, есть масса достопримечательностей для просмотра! Очень советую тем кто приезжает в Питер!
Юрий Константинов
Level 30 Local Expert
December 9, 2023
Пётр I.
Кленовая аллея (Михайловский замок).
Два конных памятника Петру I: «Медный всадник» работы Фальконе и этот - «Прадеду правнук» работы скульптора Б. К. Растрелли были установлены при Екатерине Великой и Павле I, соответственно. При этом памятник работы Растрелли, хоть и имел предисторию с 1716 г. , но завершён был, всё-таки, к 1755 г. .
То, что Екатерине этот памятник не понравился, то здесь, я думаю, дело даже не в памятнике, и не в отношении к обоим Расстрелли, а известно, что сына скульптора - обер-архитектора Ф.-Б. Растрелли она отправила в отставку. Екатерина провозгласила новый эстетический вкус и политическое мировозрение "просвещённого абсолютизма". Первое, без сомнения, было реализовано, и тут, ничего личного,- Растрелли просто не соответствовали её эстетическим представлениям.
А вот Павел, много делал в пику своей матери: перезахоронение праха отца, отношение к недостроенной резиденции в Пелле и дворцам фаворитов матери. Поэтому, не удивительно, что он снял памятник работы Растрелли с 45 летнего хранения и установил его перед своей резиденцией. Так что, более ранний по происхождению памятник был установлен только в 1800 г. и стал вторым конным памятником Петру I в Санкт-Петербурге — после «Медного всадника» работы Фальконе, торжественно открытого в 1782 году.
Конечно, многие сравнивают памятники и «Медный всадник», я думаю, в приоритете. Я же их просто не противопоставляю,- первый памятник лучше отражает характер Петра, а второй более традиционен для европейской культуры, к которой я отношу и С-Петербург.